Фотографическая химия

Если вы написали статью о фотографии, достойную обсуждения, то этот форум ждет её описания

Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 26 июн 2012, 09:36

В данной статье, а может и цикле статей, пойдёт речь о процессах уже многими забытых — о химических процессах в плёночной («аналоговой») фотографии. Начну с некоторых азов. Буду очень рад за комментирование и поправление, если найдёте ошибку.

Итак, начнём.

Скрытое изображение
Сначало хочу рассказать как вообще получается изображение на фотоплёнке или фотобумаге.

Основным чувствительным веществом в фотоматериалах является галогениды серебра (AgBr, AgI, AgCl), которые представлены микрокристаллами — зёрнами.

Сейчас давайте отвлекёмся, помните что были мелкозернистые или крупнозернистые фотоматериалы, которые давали немного разный результат? Так вот от размеров этих самых зёрен и зависело название.
Также размер зёрен влияет и на светочувствительность — чем крупнее зерно, тем лучше светочувствительность (но не всегда так).


Желатина (основное заполняющее вещество фотоматериала) реагирует с зёрнами галогенида серебра, в результате чего на поверхности микрокристаллов образуются очень малые частицы металлического серебра (Ag), которые называются центрами светочувствительности.
Сами галогениды серебра чувствительны к небольшому участку спектра. Например, бромистое серебро (AgBr) чувствительно только к лучам сине-фиолетовой области спектра, а также к УФ-лучам. Для увеличения области светочувствительности фотоматериала в него добавляют оптические сенсибилизаторы. Для сохранности фотоматериала в него добавляют стабилизаторы, а для устойчивости к механическим повреждениям — дубители.
Любой фотографический материал, состоящий из галогенидов серебра, темнеет под действием света. Происходит реакция разложения галогенида серебра под действием света с образованием металлического серебра.

Это свойство используется в процессах печати на некоторых фотобумагах, так называемых «дневных» или «с видимой печатью».
Бумага помещается в копировальную рамку в контакте с эмульсионным слоем негатива, и рамка выставляется на прямой солнечный свет. Постепенно получается фотографическое видимое изображение, сила которого контролируется визуально; когда оно достигает нужной интенсивности, его обрабатывают в фиксаже.
Фотографическая химия / Мархилевич К.И., Яштолд-Говорко В.А. Издательство «Искусство», Москва, 1956


В приведённой выше цитате описан способ получения изображения на материалах с хлористым серебром (AgCl). В фотоплёнках используется бромистое серебро (AgBr)? которое позволяет получать изображение, так называемое скрытое изображение, ещё до появления видимого почернения. Скрытое изображение необходимо проявить, чтобы сделать его видимым.

Проявление
Проявление — это процесс превращения скрытого изображения в видимое.
Проявители представляют собой водные растворы специальных веществ. Как правило в состав проявителей входят следующие типы веществ:
    проявляющее (собственно название само за себя говорит)
    сохраняющее (предохраняет проявляющее вещество от окисления кислородом воздуха, также участвует в процессе проявления)
    ускоряющее (ускоряет процесс проявления, некоторые проявляющие вещества могут проявлять только при наличии ускоряющего вещества)
    противовуалирующее (служит для уменьшения вуали, т.е. препятствует проявлению неэкспонированных зёрен)

Бывает что проявители содержать больше 4-х веществ. Прежде всего широко применяются проявители с двумя, реже с тремя проявляющими веществами. Это как правило метол и гидрохинон, когда они вместе, то действуют более энергично, чем по отдельности. Также могут добавляться и другие вещества, например: водоумягчающие, тонирующие, дубящие и пр.

Проявляющие вещества
Проявляющие вещества могут быть как органическими, так и неорганическими.
Неорганические:
    соль закиси железа
    гидразин

Органические:
    гидрохинон
    парааминофенол
    метол
    глицин
    оксиэтилортоаминофенол
    парафенилендиамин
    амидол
    пирогаллол

Как правило в рецептах проявителей используется только два проявляющего вещества — метол и гидрохинон.

Сохраняющие вещества
Применяется сульфит натрия, редко бисульфит натрия или метабисульфит калия.

Ускоряющие вещества
Применяются вещества имеющие в водном растворе щелочную реакцию. Это едкие щёлочи, углекислый калий (поташ) или натрий, бура (тетраборнокислый натрий), фосфорнокислый натрий третичный.

Противовуалирующие вещества
Как правило используется только бромистый калий (KBr), но может применяться и бензотриазол.
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 26 июн 2012, 09:37

Очень нужны комментарии по данной статье. Хочу её опубликовать на сайте ФотоВикии и в журнале "Ф."
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение wilber » 26 июн 2012, 19:22

Интересный материал, на мой взгляд, сегодня - более как исторические хроники по теории "мокрой лаборатории", ввиду повсеместного вытеснения последней цифровой фотографией. Но как теоретический материал для расширения кругозора в т.ч. - весьма полезно считаю. Не всем довелось из ванночки в ванночку пинцетом снимки перекидывать, поглядывая на термометр и часы ;-)
Ничто не вечно...
Аватара пользователя
wilber
Фотограф
 
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 20:38
Откуда: Яхрома, Россия

Re: Фотографическая химия

Сообщение Aleksdem » 26 июн 2012, 21:21

Комментарий пока только один - продолжения! :)
Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным. (Плиний)
Мой новый проект сергиев посад гостиницы
Аватара пользователя
Aleksdem
Фотограф
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 05 окт 2011, 17:07
Откуда: Рязань, Россия

Re: Фотографическая химия

Сообщение wilber » 26 июн 2012, 21:22

Да, вроде немного оживился форум.
Ничто не вечно...
Аватара пользователя
wilber
Фотограф
 
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 20:38
Откуда: Яхрома, Россия

Re: Фотографическая химия

Сообщение Aleksdem » 26 июн 2012, 21:28

Ну, так начало лета же было, все загорали поскорее. А теперь можно и почитать. :)
Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным. (Плиний)
Мой новый проект сергиев посад гостиницы
Аватара пользователя
Aleksdem
Фотограф
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 05 окт 2011, 17:07
Откуда: Рязань, Россия

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 27 июн 2012, 10:56

Попробую сегодня написать продолжение с рецептами.
Хочу заказать книги с рецептами проявителей и т.п. Думаю как придут - обновлю ещё раз статьи.
Кстати, а возможно ли в данный форум вставлять документы в html-разметке?
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение Aleksdem » 27 июн 2012, 14:26

Андрей, насчет этого, боюсь, может быть проблема. Можно попробовать, а потом в предварительном просмотре увидеть, что вышло. :)
Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным. (Плиний)
Мой новый проект сергиев посад гостиницы
Аватара пользователя
Aleksdem
Фотограф
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 05 окт 2011, 17:07
Откуда: Рязань, Россия

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 27 июн 2012, 15:29

Да пробовал уже, но не воспринимает движок блога их, ему подавай только BBCode что неудобно, приходится статью переправлять.
Ну да ладно. Что-нибудь придумаю. Буду небольшой кусок вставлять, а всю целиком статью в GDoc или на dropbox, аль ещё куда-нибудь.
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 27 июн 2012, 15:30

За сегодня не успею дописать статью. Завтра теперь уже выложу.
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 15 окт 2012, 15:56

Вот вторая часть статьи по фотографической химии.

Проявители
Характеристика проявителей:

избирательная способность;
вуалирующая способность;
скорость работы;
максимальный контраст;
индукционный период;
влияние на зернистость;
сохраняемость и истощаемость;
влияние на цвет проявленного изображения.
Избирательная и вуалирующая способность.
При проявлении восстанавливается все кристаллы серебра. Не только экспонированные (освещённые светом), но и неэкспонированные. Экспонированные микрокристаллы при проявлении образуют само изображение. А неэкспонированные - вуаль. Вуаль - это нежелательная “дымка” на проявленном отпечатке. Она затеняет фотографию, понижает контраст, приводит к невозможности различать свето-теневые переходы. Больше всего её образуется в местах слабоэкспонированных, в теневых местах.
На вуаль влияют температура, свойства проявляющих веществ и наличие противовуалирующих компонентов. При повышении температуры проявления увеличивается скорость образования вуали. Отсутствие проивовуалирующего вещества сильно затрудняет получение качественных снимков. Т.к. проявляющие вещества имеют разную соотношение избирательной и вуалирующей способностей. Например у пара-аминофенола и глицина избирающая способность больше (следовательно образуется меньше вуали) чем, например, у метола и гидрохинона.
Т.о. основная характеристика проявляющего вещества (да и проявителя всего) - это соотношение избирательной и вуалирующей способности. Чем выше избирательная способность или скорость проявления экспонированных микрокристаллов - тем лучше.
Скорость работы.
Данная характеристика отвечает за время, необходимое для получения нужного контраста изображения. Скорость работы проявителя зависит от проявляющих веществ, наличия ускоряющих компонентов и температуры проявления. При повышении температуры проявления на каждые 10°С скорость работы проявителя увеличивается примерно в 2 раза.
Максимальный контраст.
Значение максимального контраста полученного изображения для каждого проявляющего вещества различен и зависит от рецептуры проявителя. Более контрастные изображения получаются при использовании быстрых и энергичных проявителей, как правило с высоким значением pH (т.е. с использование ускоряющих веществ).
Индукционный период.
Индукционным периодом называется время от начала проявления до появления первых видимых глазом следов изображения. Данная характеристика тесно связана со скоростью проникновения проявляющего вещества в эмульсию и его быстротой работы. Проявление отдельных зёрен (микрокристаллов) сначало идёт медленно, а затем всё более ускоряется.
Влияние на светочувствительность.
С составом проявителя тесно связана достигаемая величина светочувствительности фотоматериала. И она может быть изменена при подборе рецептуры и времени проявления. Например, малоэнергичные проявители (мелкозернистые, фиксирующие) дают уменьшение светочувствительности. Для увеличения светочувствительности можно добавить в проявитель, например, гидразин.
Влияние на зернистость.
Достоверно могу сказать что парафенилдиаминовые проявители уменьшают зернистость. Возможно это связано с процессом изготовления фотоматериалов и их значением светочувствительности (чем выше светочувствительность - тем крупнее зёрна, следовательно большая зернистость) и малым влияние проявляющего вещества на изменения физических показателей зёрен, в частности на размер.
Сохраняемость и истощаемость.
Сохраняемость зависит от наличия сохраняющих веществ в рецептуре проявителя и условий хранения. Например, проявитель D-76 при хранении в закупоренном и доверху наполненном сосуде хранится 6 мес., в наполовину наполненном - 2 мес., а в кювете - 48 ч. Если хранить в прохладных и тёмных местах, доверху наполненных и закупоренных сосудах, то можно увеличить время хранения.
Истощаемость определяется возможным количеством обработанных фотоматериалов. Т.е. сколько фотоматериалов вы сможете проявить одним и тем же проявителем. Данная характеристика напрямую связана с сохраняемостью проявителя. При повторном использовании проявителя скорость работы, максимальный контраст и др. характеристики упадут, а вуалирующая способность увеличится. Для каждого рецепта есть своё “нормативное количество”.
Влияние на цвет проявленного изображения.
Даже чёрно-белое изображение может иметь цвет, отличный от оттенков серого, белого и чёрного. На цвет проявленного изображения будут влиять следующие моменты: цвет окрашенных продуктов окисления и размеры проявленных зёрен серебра. Окрашенные продукты окисления образуются при малом количестве сохраняющего вещества или отсутствии его. Размеры проявленных зёрен зависят от изначальных размеров. Мелкозернистые эмульсии дают изображения с коричневатыми оттенками. Также изменить цвет полученной фотографии можно при помощи виражей (тонировочные растворы).

Вот ссылка на неё - http://fotowikia.ru/%D1%84%D0%BE%D1%82% ... 82%D1%8C-2
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 15 окт 2012, 15:57

И немного дополненая первая часть - http://fotowikia.ru/%D1%84%D0%BE%D1%82% ... 82%D1%8C-1

Жду комментариев
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение Aleksdem » 15 окт 2012, 16:44

Как-то у меня была книга по фотографии именно в плане приготовлений химрастворов. Как жаль, что со временем я умудрился куда-то её деть, было бы что добавить. :)
Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным. (Плиний)
Мой новый проект сергиев посад гостиницы
Аватара пользователя
Aleksdem
Фотограф
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 05 окт 2011, 17:07
Откуда: Рязань, Россия

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 16 апр 2013, 12:47

Певую статью о фотохимии разместили в онлайн журнале "Ф.точка" - http://f-dot.ru/2013/1/
Фотоклуб "ФотоВикия" http://fotowikia.ru/ http://vk.com/fotowikia_club
© An.St.
;-{)

Фотоклуб - это объединение фотографов ради собственной выгоды, понимающих, что вместе они сделают гораздо больше, чем по одному.
© А. Убоженко
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж

Re: Фотографическая химия

Сообщение Виталий » 05 сен 2014, 08:18

Здравствуйте, Андрей!

Мне необходимо разобраться с процессом формирования изображения в фотопленке. Ваша статья мне понравилась, однако остались еще вопросы, которые настолько специфичны, что найти в сети прямые ответы сложно. Либо все просто объясняют, либо очень подробно и сложно.

Я хотел бы попросить Вас помочь мне разобраться в простых для Вас вопросах.

Могли бы Вы помочь в этом?

Спасибо.
Виталий.
Аватара пользователя
Виталий
Вновь прибывший
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 05 сен 2014, 08:10

Re: Фотографическая химия

Сообщение AnSt » 05 сен 2014, 11:08

Здравствуйте, Виталий! Постараюсь помочь.
Спрашивайте. Ещё мои контакты:
http://vk.com/anst.foto
club@fotowikia.ru
+7 473 257-57-55 (с 9:00 до 18:00)
Фотоклуб "ФотоВикия" http://fotowikia.ru/ http://vk.com/fotowikia_club
© An.St.
;-{)

Фотоклуб - это объединение фотографов ради собственной выгоды, понимающих, что вместе они сделают гораздо больше, чем по одному.
© А. Убоженко
Аватара пользователя
AnSt
Фотограф
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 16:36
Откуда: Воронеж


Вернуться в Статьи о фотографии

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей